Рано или поздно в нашей жизни возникает момент, когда мы обращаем внимание на то, как говорит наш ребенок. Мы начинаем замечать или нам указывают на то, что есть некоторые дефекты речи у ребенка. И с этого момента начинается наш затяжной марафон из советов подруг, консультаций педагогов, логопедов, посещений педиатров, неврологов, постановка диагноза, поиск центра с необходимыми квалифицированными специалистами по работе с детьми с нарушениями речи или же частного преподавателя. И вот, после долгих очередей, потраченной энной суммы денег и нервов мы спокойно выдыхаем – настал день икс. Мы ведем наших детей на занятие, благополучно целуем, наставляя в последние минуты на путь хорошего поведения, стойкости и прочих «смотри у меня», чтобы потом вечером получить на руки здорового, хорошо говорящего ребенка. Но, к великому удивлению, получаем на выходе тетрадь, на обложке которой старательными буквами выведено – Петя Иванов. Тетрадь для домашней работы. Пятясь от нее как от прокаженной, родители задаются вопросом – «А что это такое? Разве не вам я заплатила такие большие деньги, и почему это я еще должна что-то делать? Я ничего не понимаю в работе с детьми с нарушениями речи?» Подобные истории я слышу от многих своих коллег, которые разводят руками в недоумении и знакомых мам, занимающих такую же позицию, тогда как цель обеих одна! И в этом вопросе нет ни правых, ни виноватых – есть недопонимание. И как часто это бывает – мы неохотно беремся за работу, требующую от нас внимания, времени и сил, если смысл данной активности нам не понятен. Мы часами слушаем лекции о том, какие мы все личности и о том, что эту личность развивать нужно. А потом мы приходим домой, смотрим уставшими глазами на эту самую личность и, не понимая что, куда, как и зачем, бросаем любую активность и занимаемся своими делами.
В этой статье я попробую очень простым языком рассказать вам, дорогие родители, почему так важно делать домашнюю с работу детьми нарушениями речи. Что именно происходит в этот момент, и каких результатов мы добиваемся. И у меня на это несколько причин.
Одна из первых — сугубо анатомическая. На практике домашней работы является, пожалуй, самой занимательной, и, не смотря на кажущуюся сложность, при соблюдении правил, проработанных с логопедом заранее, является не такой уж и невыполнимой. Это работа с органами артикуляции — массаж и артикуляционная гимнастика, а точнее ее главное условие – регулярность, частота и объем.
Что стоит за умением ребенка говорить, произносить звуки речи? Сложный комплекс движений органов артикуляции, к которым относится язык, губы, твердое и мягкое нёбо, зубы, челюсть и пр. Остановимся подробнее на одном из них, самом активном и подвижном органе – языке. Способность к переключению положения языка (Шла Саша по шоссе и сосала сушку), его сила (скажите РРРРР), объем движений, способность принимать легко те или иные формы – все это условия правильного произнесения звуков и при недостаточном развитии одного из компонентов у детей возникают дефекты речи о красивом произношении можно забыть.
Итак, что такое язык? Из биологии мы примерно помним, что язык это орган, в том числе способствующий процессу говорения, основную массу которого составляют мышцы. Всю группу мышц можно разделить на две большие группы. Первая отвечает за изменение положения языка. Например, шило-язычная мышца тянет язык вверх и назад, благодаря подбородочно-язычной мышце мы можем двигать языком вперед, а подъязычно-язычная – тянет язык назад и вниз и участвует в процессе глотания. Другая же группа мышц отвечает за изменение формы языка (верхняя продольная, нижняя продольная, поперечная и вертикальная мышцы языка).
А теперь из кабинета биологии перенесемся в спортзал, точнее к нашей извечной проблеме похудения и желания привести тело в спортивный, подтянутый, накаченный вид. Даже если вы никогда не занимались спортом, вы знаете, что при посещении спортзала один раз в неделю эффекта не будет никакого! Рекомендованное количество посещений в неделю составляет 3-4 раза и по времени варьируется от часа, полутора до двух часов, в зависимости от программы, техники и желаемого результата. А теперь представьте, что с главной мышцей вашего ребенка педагог занимается всего лишь максимум 20 минут 2 раза в неделю. И сразу же встает неловкий вопрос – и когда же нам ждать результата от такой работы, если он вообще будет? Мой ответ – будет, но не всегда (нужно учитывать неврологический статус и иные заболевания ребенка) и не так скоро, как нам бы того хотелось. А ведь это деньги, которые вы платите за занятия, и время, которое ваш ребенок мог бы потратить на деятельность, более интересную для него.
Итак, теперь мы знаем, что если выполнять артикуляционную гимнастику часто, регулярно и в полном объеме, это сделает работу по реабилитации более эффективной и сократит время, на нее потраченную. И казалось бы, одной этой причины должно быть достаточно, для того чтобы прийти к логопеду на консультацию по выполнению домашних заданий и начать помогать ребенку в его нелегком пути, но… Так как я оптимист, и от вопроса «зачем мне это нужно» мечтаю в разговорах с родителями перейти на уровень «Что я еще могу сделать для своего ребенка», я пойду дальше, ко второй причине, отвечающей на вопрос — почему так классно и полезно заниматься с собственным ребенком?
И этой причиной является среда. Как вы догадываетесь, я имею в виду не день недели, а то окружение ребенка, в котором, и, благодаря которому речь и формируется, развивается и в ней же реализуется. И снова для того, чтобы разобраться с вопросом важности среды, я предлагаю к рассмотрению случай, знакомый нам со школьных времен. Каждый из нас помнит тяготы изучения иностранного языка. Вот мы сидим в классе, перед нами непонятный текст, на доске – непонятные иероглифы, и мы пытаемся изо всех сил произнести правильно непонятные слова, дабы получить одобрение преподавателя и хорошую оценку. Но, как только за нами закрывалась дверь – мы напрочь выбрасываем из головы все полученные знания и навыки. А теперь представьте что русский язык с его правильным произношением звуков, а иногда (при их полном отсутствии) знакомство с ними для ребенка ну почти как иностранный и наша задача сделать его родным. Занимаясь с детьми в кабинете, мы каждый раз добиваемся больших или маленьких, но всегда очень важных улучшений в речи – будь – то новые звуки, грамматические конструкции, новые слова и прочие навыки. И наша с вами задача сделать все, чтобы новые навыки и знания закрепились и перешли в норму в независимости от того, где находится ребенок, с кем и чем он занимается. Многократное повторение материала в свободном речевом общении – во время совместных игр с ребенком, прогулок, бесед, выполнении домашних заданий, т.е. в повседневной жизни – это та особая роль, которую вы, уважаемые родители, играете в исправлении дефектов речи у детей. И с этой ролью кроме вас никто не справится, ведь именно вы являетесь той средой, в которой развивается, формируется и совершенствуется ваше маленькое чудо.
Еще один бонус, который получает ребенок, выполняя домашнюю работу под вашим чутким руководством это большое количество слов, начинающихся с само- … Самоконтроль, самостоятельность, саморегуляция, самодисциплина. В процессе долгого общения с ребенком между нами устанавливаются теплые, дружеские, доверительные отношения. Когда мы вручаем ребенку тетрадь с домашней работой, мы надеемся, что эта работа будет выполнена, это то обещание, которое ребенок дает самому себе, в первую очередь, ну и затем преподавателю. Дети с огромным интересом и радостными чувствами делятся своими работами. Они могут долго рассказывать как и с кем они выполняли задание. Огромный положительный интерес, регулярная работа, помощь и поддержка со стороны родителей – это фундамент, который мы закладываем в основу очень многих личностных качеств, которые нам бы так хотелось видеть в нашем чаде, когда оно вырастит. Восточная мудрость гласит: « Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
Следующая и последняя, но не менее важная причина выполнения домашних заданий будет проблема мотивации ребенка с дефектами речи. Процесс реабилитации детей с нарушениями речи очень сильно усугубляется тем фактом, что в силу возраста, уровня развития высших психических функций у детей отсутствует критичность к собственной речи, к тому дефекту, с которым мы, взрослые, отчаянно боремся. Формирование положительного отношения к занятиям — это проблема нас, взрослых, и, так как вы, родители, являетесь образом для подражания, эталоном всего светлого, доброго и правильного, в первую очередь — своим положительным настроем, личным примером вы можете увлечь ребенка, заинтересовать его. Как это выполнить на практике? Легко. На минуту представьте, просто поверьте, что это задание – самое интересное, увлекательное и полезное, что случилось в вашей жизни и выполните его с таким настроем. Затем увеличьте время этого состояния на две, три минуты и вы не заметите, как измениться ваше отношение и отношение ребенка к выполнению работы, а в будущем к обучению в целом. Так вы сможете сделать лучший подарок своему ребенку – сформировать положительную мотивацию.
Я очень надеюсь, что после прочтения этой статьи у вас остался только один вопрос – когда я могу записаться на прием к логопеду, чтобы получить навыки, способствующие правильному выполнению заданий? Что способствует более быстрой и легкой реабилитации детей с нарушениями речи. Я желаю вам здоровья, и пусть ваша речь будет правильной, витиеватой и принесет вам радость.
Учитель-логопед Казанцева Наталья Сергеевна.